Формирование мышления у детей Е.А.Стребелева

Вступление

 

 

Формирование наглядно-действенного мышления:

Вступление

 

 

Игры-упражнения на формирование представлений об использовании предметов, имеющих фиксированное назначение:

Вступление

Игра «Лови шарик»

Игра «Покорми мишку»

Игра «Покатаем зайчиков»

Игра «Испечем пироги»

Игра «Перевезем игрушки»

Игра «Поймай рыбку»

Занятие «На чем мы сидим»

Игра «Достань шарики»

Игра «Куклы пришли в гости»

Задание «Полей цветок»

 

 

Игры-упражнения на формирование представлений об использовании вспомогательных средств в проблемной практической ситуации:

Вступление

Игра «Достань ключик»                          приложение

Игра «Достань мишке мячик»

Игра «Достань кукле шарик»                 приложение

Игра «Достань игрушку»

Игра «Столкни мяч»

Игра «Достань машинку»

Игра «Достань мяч»

Игра «Воздушные шары»

Задание «Украсим комнату»

Игра «Достань камешки»

 

 

Игры-упражнения на формирование метода проб как основного способа речения наглядно-действенных задач:

Вступление

Игра «Звени, колокольчик»

Игра «Достань камешки»                             приложение

Игра «Угадай, что в трубке лежит»

Игра «Достань тележку»                             приложение

Игра «Напои птичку»                                   приложение

Игра «Покатай матрешек»                           приложение

Игра «Покорми кролика»

Игра «Достань картинку»                            приложение

Игра «Построй забор»

Игра «Самолеты летят»

 

Игры-упражнения на определение причинно-следственных зависимостей:

Вступление

Игра «Почему скатился мячик»

Игра «Плавает или тонет»

Игра «Почему шарик не упал»

Игра «Угадай, что в коробочке»                    приложение

Игра «Угости куклу чаем»

Задание «Полей цветок»

Игра «Качели»                                                приложение

Игра «Построй зайке домик»

Игра «Покатай игрушку на качелях»

Игра «Закрой ящик»

 

Формирование наглядно – образного мышления:

 

Формирование целостного восприятия ситуаций, изображенных на картинках:

Вступление

Задания на формирование предпосылок для перехода от решения задач в наглядно-действенном плане к наглядно-образному мышлению:

Вступление

Задание «Достань мяч»                             приложение

Задание «Покорми кролика»

Задание «Полей цветок»                           приложение

Задание «Достань шарик»                         приложение

 

Задание на формирование предпосылок для перехода от решения задач в наглядно-действенном плане к наглядно-образному мышлению:

Вступление

Задание «Достань мяч»                             приложение

Задание «Покорми кролика»

Задание «Напои птичку»

Задание «Достань ключик»                      приложение

Задание «Помоги достать игрушку»         приложение

Задание «Помоги детям украсить зал»   приложение

Задание «Как построить поезд»              приложение

Задание «Как достать колпачок»            приложение

 

Задания на формирование понимания внутренней логики действий в сюжете, в котором предполагается динамическое изменение объектов:

Вступление

Задание «В песочнице»                          приложение

Задание «Весна»                                     приложение

Задание «Рыболов»                                приложение

Задание «Зимой»                                     приложение

Задание «Построй забор вокруг дома»  приложение

Задание «Помоги рыбкам»                      приложение

Задание «Как достать шарик»                 приложение

Задание «Дорисуй»                                  приложение

Задание «Чего не хватает»    прил-1     прил-2   прил-3

Задание «Сгруппируй картинки» (по образцу)   прил-1     прил-2

 

Задания направлены на формирование у детей понимания явлений, связанных между собой причинно-следственными зависимостями:

Вступление

Задание «Увядшие цветы»           приложение 1     приложение 2

Задание «Ветряная погода»         приложение

Задание «Шкодливая кошка»       приложение

Задание «Шарик улетел»              приложение

Задание «Разбитая чашка»          приложение

Задание «Ранняя весна»              приложение

Задание «Шарик упал»                 приложение

Задание «Дождик»                        приложение

Задание «Кошка и молоко»          приложение

Задание «Сломанная ветка»       приложение

 

Задания на формирование понимания последовательности событий, изображенных на картинках:

Вступление

Задание «Купание куклы»                     приложение

Задание «Утро мальчика»                     приложение

Задание «Одевание на прогулку»         приложение

Задание «Игра с кубиками»                   приложение

Задание «Ветка»                                    приложение

Задание «Рисунок»                                приложение

Задание «Зимние забавы»                    приложение

Задание «Зайчик и снеговик»               приложение

Задание «Кошка ловит мышку»             приложение

Задание «Еж и гриб»                              приложение

 

 

Задания на формирование умений выявлять связи между персонажами и объектами, изображенными на картинках, рассуждать, делать вывод и обосновывать суждения; анализировать сюжеты со скрытым смыслом:

Задание «Вечерняя сказка»                  приложение

Задание «На приеме у доктора»            приложение

Задание «Улица большого города»       приложение

Задание «В детском саду»                     приложение

Задание «Семья»                                    приложение

Задание «В зоопарке»                           приложение

Задание «В цирке»                                 приложение

Игра «Из чего сделано»          

Игра «Что где растет»

 

 

Игры, направленные на овладение детьми действиями замещения:

Вступление

Игра «Ручеек»                                       

Задание «В парикмахерской»                 приложение

Задание «В магазине игрушек»               приложение

Задание «Во дворе»                                приложение

 

Формирование обобщенных представлений о свойствах и качествах предметов, овладение действиями замещения и моделирования»:

Вступление

 

Игры – упражнения на формирование обобщенных представлений о свойствах и качествах предметов:

Игра «Найди пару»

Игра «Сложи картинку»                    приложение

Игра «Найди похожие»

Игра «Больше – меньше»

Игра «Какие игрушки»

Игра «Волшебные картинки»

Игра «Цветные картинки»

Игра «Узнай на вкус»

Игра «Зверюшки на дорожках»        приложение

Игра «Посади огород»

Игра «Разноцветные вагончики»

Игра «Замри»                                     приложение

Игра «Зеркало»

Игра «Где мы были, не скажем»

Игра «Мы шоферы»

 

Игры-упражнения на развитие ориентировки в пространстве, способности к наглядному моделированию:

Игра «Поезд»

Игра «Воробушки и автомобиль»

Игра «У куклы Кати новоселье»         приложение

Игра «Три медведя»                            приложение

Игра «Где мишки»  

Игра «Зайцы и волк»                    

Игра «Куда спрятался жучок»            приложение

Игра «Где Маша»

Игра «Не ошибись»

Игра «Лови и бросай»

 

Формирование соотношения между словом и образом:

Вступление

 

Задания на формирование умений находить игрушку или предмет по словесному описанию, закрепление представлений об окружающем:

Задание «Отгадай»

Задание «Найди мяч»

Задание «В зоопарке»

Задание «Кто, где живет»

Задание «Отгадай и нарисуй»

Задание «Игрушки – половинки»

Задание «Картинки – половинки»

Задание «Магазин»

Задание «Что игрушка рассказывает о себе»

Задание «Нарисуй угощение»

 

Задание на формирование умений выбирать соответствующую картинку с изображением действий персонажей по словесному воспитанию:

Задание «Котенок»                            приложение

Задание «Умный цыпленок»            приложение

Задание «Прогулка на машине»       приложение

Задание «Найди мальчика»             приложение 1    приложение 2

Задание «Смелый петушок»             приложение

Задание «Еж и кот»                           

Задание «Новый год»                       приложение 1    приложение 2

Задание «На реке»                           приложение

Задание «Верный друг»                   приложение

Задание «Уборка»                            приложение 1   приложение 2

 

Задания на формирование умений сопоставлять и соотносить словесный текст с соответствующей иллюстрацией:

Задание «День рождения»              приложение 1   приложение 2

Задание «Заботливый петушок»     приложение

Задание «Весна»                              приложение

Задание «Снегирь»

Задание «За грибами»                      приложение

Задание «Летом»

Задание «Дождик»                           приложение

 

Формирование элементов логического мышления (включает):

 

Вступление

 

Задания на формирование умений выполнять классификацию:

Вступление

Игра «Разложи игрушки»

Игра «Разложи картинки»

Игра «Разложи предметы»

Задание «Нарисуй картинку»

Задание «Парные картинки»

 

Настольные игры:

«Подбери недостающую картинку»

 

Словесные игры:

«Что круглое, а что овальное»

«Летает – не летает»

«Съедобное – несъедобное»  «Живое – неживое»

«Что бывает внизу, а что бывает наверху»

«Что бывает сладким»

«Отвечай быстро»

«Чем похожи»

 

Игры на исключение четвертого «лишнего» слова:

«Будь внимательным»

«Угадай, какое слово не подходит»

«Придумай слово»

«Слушай внимательно»

 

Задания на формирование умений выполнять систематизацию:

Вступление

Рассказы – задачи (включает):

«Помоги поставить по росту»

«Новоселье у матрешек»

«Домики для животных»

Настольные игры (включает):

«Кто старше»                                        приложение

«Что теплее»                                        приложение

«Что ярче светит»                                приложение

«Что тяжелее»                                     приложение

«Кто веселее»                                     приложение

«Кто быстрее»                                     приложение

«Кто сильнее»                                     приложение

 

Задания на формирование количественных представлений:

Задачи

 

Задания на формирование умений устанавливать причинно-следственные связи и зависимости:

Игра «Угадай-ка: плывет – тонет»

 

Рассказы – загадки:

«Шарик упал»,  «Почему укатился мячик», «Что было ночью», «Рассказ о маленьком Вове», «Экскурсия», «Зима наступила», «Не покатались», «Снежный колобок», «Дождливая погода», «Почему»

 

Загадки и отгадки

 

Задания на формирование понимания скрытого смысла, понимание юмора, развития адекватных реакций на юмор:

 

Игры и задания на сравнение картинок с последующим рассуждением:

Игра «Что перепутал художник»     приложение 1     приложение 2

 

Словесные игры:

Игра «Помоги Незнайке»

Игра «Бывает – не бывает»

Игра «Наоборот»

Игра «Закончи предложение»

Игра «Кто больше знает»

Игра «Придумай предложение»

Игра «Подбери слово»

Игра «Не ошибись»

Игра «Будь внимательным»

Задание «Кто больше заметит небылиц»

Заключение

 

Рекомендуемая литература

 

Иллюстрированный материал к заданиям (включает):

 

 

приложение-1  

приложение-2  

приложение-3  

приложение-4  

приложение-5

приложение-6  

приложение-7  

приложение-8  

приложение-9

Яндекс.Метрика

Автор архива

методист ГМЦ ДО города Москвы

Четвертаков К.В.

 

УМК "ЕНОТИК"

представляет

Ознакомьтесь здесь 

ссылка

 

 

 

C полным методическим комплектом

       ВЫ МОЖЕТЕ  ОЗНАКОМИТЬСЯ ЗДЕСЬ  ССЫЛКА

Методика комплексного развития

Ознакомьтесь здесь 

ссылка

Яндекс.Метрика